Семенова Лидия Эдуардовна

профессор
Кафедра общей и клинической психологии
Профессор

Дополнительная информация

Преподаваемые дисциплины Психология и педагогика; Биоэтика; Методология психологии; Планирование и проведение психологического исследования; Отрасли психологии и психологические практики; Гендерный подход в психологической науке и практике
Наименование направления подготовки и (или) специальности Педагогика и психология (дошкольная), квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии педучилищ (Нижегородский государственный педагогический институт, 1993 г.)
Квалификация и опыт работы С 1993 по 1995 годы работала педагогом в вальдорфской группе при МДОУ №412 города Нижний Новгород. Одновременно проходила обучение в Московском центре вальдорфской педагогики.
В 1995–1998 годах обучалась в очной аспирантуре Нижегородского государственного педагогического университета по специальности «Педагогическая психология».
В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста» по специальности 19.00.07 – педагогическая психология (научный руководитель доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ У.В.Ульенкова).
В 2004 году присвоено ученое звание доцента.
В 2005–2008 годах обучалась в очной докторантуре Нижегородского государственного педагогического университета по специальности «Коррекционная психология».
В 2010 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза» по специальности 19.00.10 – коррекционная психология (научный консультант доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ У.В.Ульенкова).
В 2012 году награждена Почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области.
Под научным руководством защищена 1 кандидатская диссертация по двум специальностям (19.00.07 – педагогическая психология и 19.00.10 – коррекционная психология)
С 1996 по 2018 год – сотрудница кафедры детской (позднее – возрастной и педагогической – классической и практической, ныне – практической) Нижегородского государственного педагогического университета (с 2011 г. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина – Мининский университет); профессор кафедры с 2012 года
С 2018 года – профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Нижегородского института развития образования.
С сентября 2019 года по 31 марта 2022 года – профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета (штатный сотрудник)
С 1 апреля 2022 года – профессор кафедры общей и социальной психологии Нижегородского государственного университете имени Николая Ивановича Лобачевского (штатный сотрудник); профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета (внешний совместитель)
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке - «Клиническая и медицинская психология в практике консультирования» в объеме 72 часа (ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»; Удостоверение о повышении квалификации: регистрационный номер 1289, 30.01.2017 г.);
- «Электронная информационно-образовательная среда вуза» в объеме 72 часов (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»; Удостоверение о повышении квалификации: регистрационный номер 33-555, 31.01.2018 г.);
- «Направляемый диалог» в объеме 72 часов (ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет)»; Удостоверение о повышении квалификации: регистрационный номер 1876, 05.06.2019 г.);
- «Оказание первой помощи» в объеме 36 часов (ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ; Удостоверение о повышении квалификации: регистрационный номер 5109, 30.04.2019 г.);
- «Педагогика и психология высшей школы в медицинском вузе» в объеме 36 часов (ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ; Удостоверение о повышении квалификации: регистрационный номер 119, 31.01.2020 г.);
- «Депрессия как междисциплинарная проблема» в объеме 72 часов (ФГБУ «НИМЦ ПН им. В.М.Бехтерева»; Удостоверение о повышении квалификации 7827 00510284: регистрационный номер 2782, 02.10.2020 г.);
- «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностям и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей)» в объеме 72 часов (ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»; Удостоверение о повышении квалификации 270478170: регистрационный номер 1202, 19.03.2021 г.);
- «Электронная информационно-образовательная среда вуза» в объеме 72 часов (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»; Удостоверение о повышении квалификации: регистрационный номер 33-2569, 24.11.2021 г.)
Стаж работы (лет) 30
Стаж работы по специальности (лет) 30
Прочие сведения Руководитель магистерской программы "Клиническая психология" (направление подготовки 37.04.01 «Психология»)

Сфера научных интересов: проблемы психологического благополучия современной личности на разных этапах онтогенеза и дизонтогенеза; детская психология; гендерная психология и проблемы становления личности в контексте гендерной социализации; психология родительства и детско-родительских отношений.

- Член экспертной группы научных материалов и проектов ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Член редакционного совета журнала «Санкт-Петербургский образовательный вестник» (РИНЦ): http://spbobrvest.ru/index/redakcionnyj_sovet/0-16
- Член редакционной коллегии журнала «Вестник Мининского университета» (ВАК): https://vestnik.mininuniver.ru/jour/pages/view/EditorialC
- Член редакционной коллегии журнала «Нижегородское образование» (ВАК): http://nizhobr.nironn.ru/ru/redcol
- Член редколлегии Международного центра научного сотрудничества «Наука и просвещение».
- Член редакционно-издательского совета электронного научного журнала «Нижегородский психологический альманах» (РИНЦ): http://npakaf417.ru/

Опубликовано около 350 научных и учебно-методических работ, из них: 5 монографий, участие в 6 коллективных монографиях, более 60 статей в журналах из списка ВАК, 9 статей в журналах из БД Scopus и Web of Science
Индекс Хирша – 13

Список трудов

Книги, монографии, учебные пособия

Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и ди-зонтогенеза, просмотреть 108 КБ
Гендер для "чайников" / Под ред. И.Н.Тартаковской, просмотреть 78 КБ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ВОЗРАСТНОЙ, ГЕНДЕРНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / Под ред. Т.Н.Князевой, просмотреть 74 КБ
Подросток в зеркале социальных проблем: гендерно-феноменологический анализ, просмотреть 117 КБ
Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В.Ульенковой, просмотреть 117 КБ
Гендерная психология. Практикум / Под ред. И.С.Клециной, просмотреть 39 КБ
Гендерная психология, просмотреть 239 КБ
Художественная литература как институт гендерной социализации детей: Роль детской книги в конструировании женственности и мужественности, просмотреть 309 КБ

Публикации в научных журналах и изданиях

Особенности Я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации , Вестник Мининского университета, № 2. Том 7 , 2019
Эмпирический подход к изучению гендерных особенностей представлений о родительстве, Национальный психологический журнал, № 2(34), 2019
Психологическое благополучие юношей-старшеклассников с разными вариантами развития мужской идентичности , Вестник Мининского университета, № 4. Том 7, 2019
Ульяна Васильевна Ульенкова в воспоминаниях коллег и учеников, Нижегородское образование, № 4, 2019
Особенности общей способности к учению 6-7-летних детей – активных пользователей электронных гаджетов , Системная психология и социология, № 1(33), 2020
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, Системная психология и социология, № №3(35), 2020
Results Of Experimental Program For Studying The Coрing Behavior Peculiarities In Higher Education Students (Результаты экспериментальной программы по изучению особенностей совладающего поведения студентов высших учебных заведений), European Journal of Molecular & Clinical Medicine, № Issue 05. Volume 07, 2020
Стратегии совладания со стрессом юношей старшеклассников с разными вариантами развития мужской идентичности , Медицинский альманах, № 1, 2021
Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников , Вестник Мининского университета, № 4, 2021
Наследие Льва Семеновича Выготского: что знают и на что опираются современные дошкольные педагоги , Нижегородское образование, № 3, 2021
Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью , Вестник Мининского университета, № 1, 2022
Психолого-педагогический потенциал комиксов и карикатур: аналитический обзор , Нижегородское образование, № 1, 2022
Особенности личности подростков с умственной отсталостью, склонных к интернет-аддикции , Психолого-педагогический поиск, № 2, 2022
Ожидания в отношении учителя и представления о готовности ребенка к школе: версия матерей будущих первоклассников , Нижегородское образование, № 2, 2022
Особенности общения со взрослым дошкольников с расстройствами аутистического спектра и их коррекция , Проблемы современного педагогического образования, № 75-3, 2022
Социальная ситуация развития как идейная составляющая современного дошкольного образования , Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, № 4, 2022

Публикации в сборниках материалов конференций, симпозиумов, семинаров

Патенты, авторские свидетельства

Участие в конференциях, олимпиадах

Награды

Развитие научно-образовательного комплекса Нижегородской области, Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области просмотреть 267 КБ
НОУ "Эврика", Грамота просмотреть 395 КБ

Диссертации

СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ГЕНДЕРНОГО СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ОНТО- И ДИЗОНТОГЕНЕЗА,